Синдром Аспергера — это отклонение в развитии, при котором у ребенка возникают проблемы в социальной коммуникации и невербальном общении. Это заболевание отличается от прочих проявлений аутистического спектра тем, что присутствуют искажение нормальной речи и проблемы с развитием интеллекта.
Расстройство получило своё название в честь педиатра из Австралии - Ганса Аспергера. В 1944 году он опубликовал работу, в которой описал четырёх детей - им не хватало умения невербального общения и присутствовало слабое понимание чувств посторонних людей. Они не понимали, как проявлять сопереживание к сверстникам. Из-за подобных особенностей детям было сложно вливаться в социум. Аспергер дал этому состоянию название - "аутичная психопатия".
Симптомы
Детям с синдромом Аспергера трудно выражаться эмоционально, они не воспринимают жестов, мимики, интонации голоса, им тяжело подобрать тему для разговора, понять, когда разговор можно начать или закончить, им трудно понимать юмор, сарказм, иносказания. Сложности в коммуникации сказываются на социальных взаимодействиях. Так, дети с этой патологией испытывают трудности в общении с другими детьми, в поддержании отношений. В играх таким детям тяжело принять какую-то роль, проявить фантазию. Они больше предпочитают логические и механические игры. Со стороны эти дети кажутся неуклюжими, они могут говорить невпопад, заводить неуместные темы разговора, приближаться слишком близко к незнакомым людям. У детей с синдромом Аспергера иногда возникает семантическая дислексия - чтение без понимания смысла прочитанного.
Проблемы при социальном общении со сверстниками — недостаток невербального социального поведения, который обязателен для социального общения друг с другом. Это начинается с плохо развитой словесной и жестикулярной коммуникации. Может развиться до полного отсутствия адекватной мимики.
Стереотипные движения тела, необдуманное применение объектов или словесных конструкций (к примеру, постоянные движения одинаковыми способами, следование шаблонам поведения и движения, бессмысленные повторения новых слов и словосочетаний).
Отсутствие полноценного общения с людьми у детей в дальнейшем может привести к развитию клинической депрессии или тревожного невроза. Поэтому родителям следует как можно раньше обратиться к специалистам и начать психолого-педагогическую коррекцию ребенка с синдромом Аспергера, направленную на социальную адаптацию.
В диагностике синдрома Аспергера участвуют врачи смежных специальностей: детский психиатр, психолог, детский невролог, педагог-дефектолог. Прежде всего, проводится сбор анамнеза у родителей, а также беседа с ребенком в игровой форме. Оценивается уровень интеллекта, психоречевого развития ребенка и способность его к коммуникации.
Лечение данного синдрома психотерапевтическое. Основная задача – научить ребенка жить с этим синдромом, помочь ему приспособиться к общественной жизни. Проводятся занятия с психологом, педагогом, логопедом, нейропсихологом. Прогноз заболевания благоприятный. К зрелому возрасту симптомы синдрома Аспергера сглаживаются и такие люди могут иметь полноценную социальную жизнь, работать и создавать семьи.
Поделиться: